Начиная с осени 2009 года в Санкт-Петербурге ежегодно проходит Международный фестиваль под названием «КвирФест». «КвирФест» - это правозащитное мероприятие, он придумывался и воплощался для того, чтобы год от года создавать в городе площадки для диалога между различными частями общества, чтобы развивать толерантность каждой и каждого к невидимым и стигматизированным группам. В борьбе с гомофобией, бифобией, трансфобией и ксенофобией в целом, фестиваль выбирает язык, доступный пониманию каждой и каждого - язык культуры, искусства и красоты.
Каждый год в организации «КвирФеста» за основу берется форма западного прайд-фестиваля: недельная культурно-правозащитная сессия, завершающаяся неформальным шествием, - в российском контексте место шествия занимает звездный концерт в поддержку ЛГБТ-сообществ России.
История развития «КвирФестиваля» отражает основные тенденции, имевшие место быть в отношении российского общества к ЛГБТ-сообществам и ЛГБТ-движению за последние шесть лет: от невидимости ЛГБТ и замкнутости сообществ на себе – через осторожные попытки построения диалога, первые шаги в публичном пространстве города и страны, через невнимание СМИ, через осмысление тем гендера и феминизма, сквозь протесты, угрозы и отказы, несмотря на преследования со стороны государства и запретительные законодательные инициативы, благодаря словам и действиям поддержки со всего мира – к осмыслению себя как единого целого, к четкому ощущению своей правоты в борьбе за право быть собой…
За семь лет истории стало очевидно, что фестиваль важен не только для представителей ЛГБТ и квир-сообществ, но и для всех ценителей современного искусства. «КвирФест» нашел поддержку среди таких уважаемых мировым сообществом личностей, как Владимир Познер, английский актер и драматург Стивен Фрай, бельгийская певица Лара Фабиан и др.
«КвирФест» - это уникальное правозащитное событие, отлично вписавшееся в культурный ландшафт города, благодаря которому каждый год в Санкт-Петербурге появляется пространство для свободного разговора о ЛГБТ и квир-проблематике.
В 2015 году «КвирФест» выбрал многообразие идентичностей ведущей темой своей программы. Фотографы с мировым именем раскрыли эту тему через свои работы - в рамках фотовыставки «Путь к идентичности» были представлены Вольфганг Тильманс (проект «Активизм как идентичность»), победитель международного конкурса «World Press Photo 2015» - Мэсс Ниссен (проект «Гомофобия в России»), американская фотограф Сара Дерагон с проектом «Идентичность» и Винсент Вуанье (проект «Трансгендеры в России»).
Три фотопроекта были представлены на «КвирФесте» все 10 дней. Четвертый - проект популярного немецкого фотографа Вольфганга Тильманса - был доступен для зрителей только в день открытия фестиваля. Невозможность показать фотоработы в рамках серии «Активизм как идентичность» была связана с тем, что, из-за давления гомофобных активистов и полиции на фестивальные площадки, организаторам снова пришлось менять место проведения мероприятий.
Поддержать «КвирФест» и принять участие в программе в 2015 году приехали: директор по адвокации за права ЛГБТ в Human Rights Watch - Борис Диттрих, авторка одного из проектов, американская фотограф - Сара Дерагон с женой, фотографы Мэсс Ниссен и Винсент Вуанье, основатель и директор «Unstraight» музея в Швеции - Ульф Петерсон, один из организаторов прайд-парада в Стокгольме - Матиас Кристоферсон, фотограф, документирующий жизнь трансгендерных людей - Йаспер Гроен и многие-многие другие. Завершилась программа фестиваля выступлением шведского певца, участника легендарных «Cardigans» - Мотобоя.
Видео-обращения в поддержку фестиваля записали Стивен Фрай, Вольфганг Тильманс и Марина Черкунова из группы «TOTAL».
В 2015 году фестиваль случился разнообразным, насыщенным, но в тоже время цельным, раскрывающим тему идентичности с разных сторон. Зрителями «КвирФеста» стали более двух с половиной тысяч людей со всех городов России.
К 2014 году «КвирФест» стал заметным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга, в жизни ЛГБТ-сообществ и союзников, деятелей искусства, активистов, представителей различных групп общества. «КвирФест-2014» планировался насыщенным и разнообразным в программе: для гостей фестиваля было подготовлено несколько интересных фотопроектов («Дни меланхолии», «Буч», «Новые бунтари»), серия лекций, воркшопов, мастер-классов и дискуссий (лекция Линор Горалик «Как начать разговор о толерантности», лекция Ирина Ролдугина "Все мы - не преступники: раннесоветская гомосексуальная субкультура Петрограда", дискуссия «Социальное искусство и гражданская позиция» и пр.), «Ночь независимой музыки», а также финальный концерт «Питер без гомофобии» от шведской певицы JennyWilson.
Сложная ситуация с правами человека, складывающаяся в России в течение последних двух лет, внесла сильные поправки в планы организаторов фестиваля: в процессе событий нашло отражение как давление со стороны государства, так и нападения представителей радикально настроенных групп граждан.
Отрывки из впечатлений Андрея Лимонного, приглашенного музыканта, волонтера и посетителя, от первых пяти дней «КвирФеста»:
«- место открытия пришлось перенести, потому что пришли провокаторы с угрозами;
- в месте, где открытие проводилось, провокаторы облили несколько десятков посетителей зеленкой;
- за первые два дня четыре согласованные площадки отказывают в проведении мероприятий (за несколько часов до самого мероприятия);
- открывающий концерт пришлось проводить в другом месте, которое мы (музыканты) как и организаторы узнали за 2 часа до саундчека;
- через 10 минут после окончания концерта в клуб позвонили с сообщением о заминировании;
- мероприятие в понедельник пришлось отменить по причинам безопасности;
- пресс-конференция, посвященная попыткам срыва «КвирФеста», подверглась давлению со стороны правоохранительных органов - организаторов убеждали её отменить с формулировкой «эта пресс-конференция представляет социальную опасность»;
- двое (из двух) депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, согласившихся участвовать в пресс-конференции, за несколько минут до начала объявили, что не придут, поскольку заняты…»
Несмотря на провокации, попытки срыва, многочисленные угрозы и отказы в площадках «КвирФест-2014» состоялся! Более 1000 человек приняли участие в событии, более 800 человек присоединились к мероприятиям он-лайн. Стало ясно, что вне зависимости от возникающих проблем и препятствий, «КвирФест» из года в год будет создавать площадки для открытого разговора о дискриминации, гомофобии и несправедливости.
В самом начале 2013 года существование фестиваля ставится под угрозу. В первую очередь это связано с резким изменением ситуации в стране: с репрессиями в отношении ЛГБТ-организаций, показательными делами об «иностранных агентах», агрессией по отношению к сексуальным меньшинствам, подогреваемой гомофобными законами.
Одновременно с этим организаторам начинают поступать десятки вопросов, пожеланий, слов поддержки со всего мира – от ЛГБТ-сообществ, друзей, близких, сторонников и партнеров «КвирФеста». Становится очевидным, что ужесточение ситуации в российском обществе только обостряет необходимость проведения фестиваля. Решение принято – «КвирФесту-2013» быть.
Формат фестиваля 2013 года значительно отличался от подходов предыдущих лет. Организаторы и кураторы мероприятия погрузили гостей в насыщенную драматическими событиями историю эмансипации ЛГБТ в России и Европе. Посетителей ждала ретроспективная выставка, посвященная двадцатилетию отмены 121 статьи УК РСФСР («за мужеложество»), а проект «История прайдов. Три страны», дискуссии о роли женщины в истории ЛГБТ. Одним из самых интересных гостей фестиваля стал музыкант Александр Бард («ArmyofLovers»), который рассказал личную историю о своем ЛГБТ-активизме в Швеции.
Клаус Воверайт, бургомистр Берлина (Германия), из обращения в поддержку «КвирФеста»:
«Тот, кто ограничивает возможности людей из-за их религии, цвета кожи или сексуальной ориентации, или даже угрожает им, угрожает всему обществу в целом. Речь идет об основных принципах нашего сосуществования. Речь идет о главных ценностях: человечности, толерантности и свободе быть иным, не таким, как все».
Возникшая после успеха 2011 года надежда на дальнейшее продвижение демократических ценностей в российском обществе сменилась отчаянной тревогой. Спустя всего 2 месяца после «КвирФеста-2011» в Петербургский ЗАКС внесли проект гомофобного закона, заставившего многих вспомнить о ранних периодах тоталитарных режимов, начинавшихся с репрессий ЛГБТ. В феврале 2012 года закон был принят абсолютным большинством голосов — и контекст, в котором готовился очередной фестиваль, незамедлительно изменился. У организаторской команды появился обоснованный страх нападений (что подкреплялось печальным опытом майского «Радужного флэшмоба», где пришедших высказаться за права ЛГБТ атаковала большая группа нацистов).
Стивен Фрай, английский актер и писатель:
«В последнее время быть открытыми и гордыми в России было нелегко - нужно особое мужество, чтобы отстаивать себя в такой атмосфере неприязни и невежества. Я думаю, что такое мужество, целостность личности и должное чувство гордости и себя — очень русские качества. Процветающее и счастливое гей-сообщество — признак здорового общества».
Тема фестиваля 2011 года — создание пространства для свободного высказывания о культуре ЛГБТ с обеих позиций: диалог людей, не принадлежащих сообществу, и, наоборот, его «инсайдеров».
«КвирФест» снова получает серьезную поддержку со стороны звезд: фестиваль начинается с видеообращения известного британского актера Иэна Маккеллан («Властелин колец», «Люди Икс», «Код да Винчи» и др.), а завершается сольным концертом Лены Катиной (экс-солистка Т.A.T.U.) – к слову, первый раз в истории фестиваля его поддерживает российская медиа-звезда подобного уровня.
В рамках десятидневной программы гостей ждал целый культурный паноптикум: в пространствах «Тайга» и «Март» прошли выставка-перфоманс «Искусство быть собой», медиаинсталляции, социальная фотовыставка «Своя комната», проект «Нетрадиционный музей», встречи с художниками, стрит-арт на тему ЛГБТ-активизма. Мероприятия Квирфеста стали площадкой для дискуссий о проблемах ЛГБТ по всему миру. Вместе с тем, культурное пространство фестиваля столкнулось с препятствиями в виде свежепринятых законов: в частности, с законом о защите детей от «вредоносной информации». По всей выставке пришлось развесить таблички «18+», часть работ фотографа-транссексуала Эвана Шварца была снята из-за присутствия там детских фотографий автора.
К большому облегчению организаторов и гостей фестиваля, опасения относительно агрессивной реакции общества не оправдались; возможное объяснение этому - присутствие дипломатов и министров западных стран практически на каждом мероприятии «КвирФеста». Как бы то ни было, это давало надежду на дальнейшее успешное развитие фестиваля в открытом формате – однако в 2013 году контексту существования фестиваля суждено драматически измениться.
В 2011 году «КвирФест» смог привлечь значимое внимание прессы. Если в предыдущие годы СМИ предпочитали писать о гей-парадах, скандалах и провокациях, искажая представления читателей об ЛГБТ-сообществах, то в 2011 году с самого начала работы фестиваль получил адекватное информационное и аналитическое освещение на радио и телевидении.
Полина Андрианова, организационная команда «КвирФеста»:
"Проблема социальной исключенности есть, она реальна. Но людям, которые с этим не сталкивались, очень трудно понять и принять это как проблему. Искусство помогает пережить этот опыт, как свой личный, заставляет задуматься и вызывает ощущение сопереживания. Язык искусства общечеловечен и доступен для всех. Именно это дает нам возможность понять друг друга быстрее."
В 2011 году фотовыставки, открытые дискуссии и дебаты, встречи с художниками и музыкальные концерты посетили в общей сложности 2000 человек.
Важным завоеванием этого года следует считать то, что в 2011 впервые состоялся прямой диалог между защитниками ЛГБТ и сторонниками традиционных ценностей. Ранее попытки ЛГБТ-активистов вступить в открытую дискуссию с оппонентами встречали только отказ и нежелание что-либо обсуждать.
Журналист и литератор Валерий Панюшкин, о состоявшейся дискуссии:
«Таких дискуссий должна быть не одна, не две, а сотни: каждый день, по этому поводу, по другому поводу - по всяким поводам».
Еще одним центральным событием фестиваля стало появление в программе феминистского мероприятия. До 2011 года российский ЛГБТ-активизм крайне редко обращался к феминизму, несмотря на то, что проблема гендерной дискриминации очевидно и прямо касается лесбиянок, геев, трансгендеров и бисексуалов.
Площадка, на которой собрались феминистки разных стран и течений, чтобы рассказать о своих взглядах, вызвала живой интерес публики и средств массовой информации. По результатам дискуссии уже осенью 2011 года вышел сборник «Я ФЕМИНИСТКА. ВЫ ХОТИТЕ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ?» под редакцией Марии Сабунаевой.
Выставка «Queerография» (куратор Надя Плунгян) - собрание фотографий, коллажей, видео и фотофильмов, в которых авторы от первого лица высказываются на темы маргинальности и социальной исключенности, охватила 4 площадки Петербурга. Основной зал, в котором проходили мероприятия «КвирФеста», был посвящен феминистскому искусству. Как и в 2010 году, не обошлось без накладки. Администрация зала «Непокоренные, 17» прямо перед открытием выставки потребовала убрать из экспозиции серию работ московского фотографа Ольги Ахметьевой, - одиночные портреты мужчин, показанных вне стереотипов маскулинного поведения, с точки зрения мужской уязвимости. Снимки Ахметьевой были перемещены в пространство галереи «Март».
«Queerография» представила не только известные имена (Маттиа Инсолера, Карина Сембе, Серж Головач, Стивен Бекли, Лида Михайлова), но и молодых художников России и Украины (Кир Эсадов, Микаэла, Полина Задирако, Карина Сембе, Умная Маша, Елена Максимова, Катя Романова, Изабелла Левина, Екатерина Гайдукова). В залах феминистского искусства состоялась премьера фильма Марины Винник «Боль», номинированного в 2011 г. на премию Кандинского. Отдельный стенд выставки был посвящен документации политических акций и митингов ЛГБТ.
На завершающе рок-концерте квир-сообщество Петербурга поддержали молдавские коллективы «Cuibul» и «ZDOB SI ZDUB», а так же ряд российских групп – «СНЕГА», «FILLI», «MONOЛИЗА», «ИВА НОВА».
В течение 11 дней у жителей и гостей города была возможность присоединиться к разговору о проблемах пола, гендера, сексуальности и дискриминации, с которыми сталкиваются ЛГБТ-люди (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) в России.
В 2010 году «КвирФест» столкнулся с первыми проблемами в организации. Основной партнер фотовыставки «И другие» - Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза Художников - за 24 часа до открытия разорвал договор аренды и сообщил о невозможности проведения мероприятий фестиваля. Команда волонтеров под руководством куратора Солмаз Гусейновой за одну ночь завершили монтаж фотовыставки в новом помещении – V-club. Несмотря на сложные обстоятельства, благодаря собранности волонтеров, фестиваль открылся вовремя и состоялся в полном объеме.
В течение десяти дней на площадках города под слоганом «Искусство быть собой» прошли семинары и дискуссии, концерты, поэтические встречи, мастер-классы. К фестивалю была приурочена и конференция по гендерной проблематике: результатом научной дискуссии стала публикация сборника «ВОЗМОЖЕН ЛИ КВИР ПО-РУССКИ».
Завершением «КвирФеста» стал грандиозный рок-марафон – 12 групп выступили в клубе «Орландина» в поддержку идей толерантности, равноправия и ненасилия. Со сцены звучали слова о том, что все имеют право на открытое выражение любви, независимо от сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Популярный шведский музыкант Дж.Дж. Йохансон, специально приехавший поддержать российские ЛГБТ-сообщества, покорил сердца публики своим чистым проникновенным голосом и трогательными композициями.
В 2010 году «КвирФест» посетило 2700 человек. По словам организаторов, фестиваль не просто достиг своих целей, но превзошел все ожидания.
Полина Андрианова, организационная команда «КвирФеста»:
«Даже если всего один человек задумался над тем, что, если кто-то не вписывается в привычное понятие нормы, это не причина ее/его дискриминировать, то мы уже победили».
В 2010 году фестиваль поддержали: журналист и телеведущий Владимир Познер, английский актер и драматург Стивен Фрай, правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт, бельгийская певица Лара Фабиан, журналист Валерий Панюшкин, музыкальный критик Артемий Троицкий и многие другие.
Осенью 2009 года - впервые в истории современной России - в Санкт-Петербурге прошел Международный фестиваль «КвирФест». Событие имело огромное культурное и общественное значение не только для представителей квир-сообщества, но и для ценителей современного искусства.
В течение десяти дней на разных площадках города показывались спектакли, устраивались концерты и дискуссии, проходили выставки, сражались между собой поэты и проводились ночные вечеринки. В фестивале приняли участие художники, актеры и музыканты разных направлений и эстетических кредо - из разных городов России, Украины, Латвии, Испании, Израиля и США.
В общей сложности в 2009 году «КвирФест» посетило порядка 3000 человек. Фестиваль стал не просто началом диалога с обществом – он поставил вопрос о границах видимости ЛГБТ-сообщества в России, стал констатацией необходимости отказа от общественных стереотипов.
Светлана Ярошенко, социолог:
"Мне нравится идея объединения «разных» людей, не вписывающихся в общепринятые рамки. Практически каждый может оказаться в такой ситуации. Однако часто кажется, что ситуация исключительная. А мне бы хотелось, чтобы исключительность стала не модой и не игрой в равенство, а предметом практического диалога. Когда желание быть услышанным и увиденным совмещается с готовностью видеть, слушать другого, сочетается с сочувствием, с умением договариваться и что-то делать вместе, а не наклеивать ярлыки. Для этого нужен навык. Думаю, творчество в этом поможет."
Сам факт успешного проведения фестиваля дал надежду на продолжение и развитие правозащитно-культурного начинания, превратившегося со временем в смелую традицию.